Что есть совесть?
Кто-то говорит, что так бог разговаривает с человеком… Возможно…
Как же без словарей…
Совесть — это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков.
Как-то замудрёно, не правда ли? 😀
Самое интересное, что «способность личности» перекинули на социальные заморочки. Ведь нравственность — дело общественное, социальное. Для каждого общества она своя. Например, несколько десятилетий назад было неприлично, если у женщины видна бретелька бюстгальтера. Теперь — это нормальное явление, выглядывают не только бретельки…
Но не составляет сомнения, что это странное существо — совесть — заставляет мучиться и нервничать.
К чему это всё?
Утро. Общественный транспорт.
На сиденьях сидят младшие братья — два гражданина из бывших республик СССР. Скорее всего, таджики.
По виду — они не очень давно в России. Однако разница заметна. Один из них уже прошёл период адаптации.
Назовём его Баха. Второй, по виду, приехал недавно, назовём его Джура.
На остановке входят девушки, женщина.
И Баха и Джура оценивающе разглядывают их. Но не как представителей противоположного пола. А как женщин, место которым надо уступить. Сам факт такого оценивания интересен, но не будем останавливаться.
Чувствуется, что это их напрягло. Оба тупят взгляды, опускают головы — сидеть, всё-таки, хочется. Баха пялится в телефон.
А вот на лице Джуры отражается бешеная борьба. Восточное воспитание заставляет его встать, но сидеть, видимо, очень хочется. И эта борьба мучительна для него — всё отражается на лице. Мученический взгляд, сдвинутые брови, желваки, сама поза тела — всё выдаёт клокочущий котёл, разогреваемый совестью.
Джура ещё несколько раз из под бровей смотрит на стоящую женщину.
Наклоняется к Бахе, советуется. И… поднимается.
Отходит в сторону.
Стоит он, и такое расслабление исходит от него, что эта лучистая энергия чувствуется на расстоянии.
Сделав хорошее дело, он чувствует облегчение.
Интересно, что женщина остаётся стоять. Она даже и не заметила, скорее всего, той бури, которая пронеслась мимо неё. 😀
А что Баха? Он так же, опустив голову, пялится в телефон. И, вот надо же, злится, когда на освободившееся место садится совсем другая девушка… 🙂
Эх-ех-ех…..
Что же произошло?
Столкнулись две нравственности: Восточная, патриархальная, и современная, размагниченная.
Ассимиляция происходит очень быстро… особенно там, где не надо прикладывать большие усилия. Многие мужчины и юноши патриархальной нравственности здесь не уступают место женщинам, хотя на родине, вряд ли бы посмели это не сделать…
Ведь само общество диктует нам эту нравственность. «Будьте взаимно вежливы, уступите место инвалидам, пожилым людям, беременным женщинам» — так нам втирает в мозг, например, Московское метро.
Вспоминается фильм «Кейт и Лео», романтическая комедия режиссёра Джеймса Мэнголда, рассказывающая историю любви принца Леопольда, попавшего в современный Нью-Йорк из XIX века. Так, на ужине, сидя за столом, Леопольд вскакивал каждый раз, когда Кейт поднималась из-за стола.