Текст рассказа Алексея Весина «Побег».
Бочка дёгтя.
Ситуация обычная: из зоопарка сбежала обезьяна. Не понятно, правда, — шимпанзе ли это, орангутанг, горилла ли…
Обычная история, «засунутая» в сказочную ситуацию, дает возможность автору использовать фантастические и полуфантастические свойства, возможности, состояния. Чем он и сразу воспользовался. Хотя и несколько примитивно: кроме того, что читателю становятся доступными мысли обезьяны, она еще пытается говорить и, конечно же, понимает слова человека.
Искушенному читателю обязательно придет в голову «Планета обезьян» Пьера Буля.
«Я едва не вскрикнул от изумления. Да, да, несмотря на панику, несмотряна весь трагизм нашего положения — ведь мы очутились между загонщиками истрелками, — беспредельное удивление подавило во мне все остальные
чувства, когда я увидел создание, подстерегавшее дичь из засады. Ибо это
была обезьяна, горилла огромного роста! Тщетно я твердил себе, что, должно
быть, сошел с ума, — в своем определении я не мог ошибиться. Однако
встреча с гориллой даже на Сороре сама по себе не представляла бы ничего
сверхневероятного. Меня гораздо больше поразило то, что эта горилла была
прилично одета, совсем как человек, а главное — явно чувствовала себя в
одежде свободно и естественно. Именно эта естественность и произвела на
меня такое ошеломляющее впечатление. С первого же взгляда я понял, что
обезьяна не была кем-то специально наряжена. Одежда была привычна для нее,
точно так же, как нагота для Новы и ее соплеменников».
Однако, по-детски наивное, со множеством неточностей, определенной «кривизной», повествование, которое никак не соответствует заявленному сказочному, и даже портит его, все-таки содержит в себе вопрос: «а что же дальше?» И он придерживает читателя, готового вот-вот уйти. Слишком уж много лишних подробностей, которые, как колючки, мешают активному действию:
«Пим нёсся дальше: кусты не помеха, прохожие охают, ахают, большая гладкая машина успела затормозить вовремя; кто-то погнался вслед, но оказался не столь ловок, отстал, изгороди лишь вздрагивали от резкого, мощного толчка, большое количество столпившихся людей закричали и начали показывать пальцами».
А можно ведь и более динамично: Пим несся дальше: кусты, прохожие, автомобили, бордюры, скамейки… Едва успевший затормозить автомобиль визгнул тормозами. Словно эхом, взвизгнула напуганная женщина. Заплакал тревожно ребенок. Догоняющие крики людей. Сломанная изгородь. Перевернутая урна… Пим несся дальше…
Еще несколько слов о тяжеловестности.
«Из большого дома вышел человек с голыми ногами, прошёл совсем рядом, но не заметил. И Пим одним прыжком, одним махом ловко спрятался между кустами, перед большой дорогой. После первых наблюдений сразу же стало понятно, что дорогу не так-то просто перейти: ходило много людей, и туда-сюда сновали твёрдые коробки – их машины».
Первое предложение. «вышел, прошел». Какая смысловая нагрузка у «большого дома»?
Второе предложение. «одним прыжком, одним махом» — для чего этот синонимический повтор? «между кустами» — по контексту становится вообще не понятно, ГДЕ происходит действие? Видит ли сам автор ту картинку, которую рисует?
Третье предложение. «После первых наблюдений» — по-русски так не говорят. Если автор хочет нас «окунуть» в диалект человекообразного Пима, то это нужно делать повсеместно.
И так по всему тексту.
***
Хочется вернуться к вопросу, который удерживал в чтении: «что же дальше?»
Так что же дальше?… Дальше ожидалось, честно сказать, более внушительное завершение. Но никак не неправдоподобное: «Как-то, погожим весенним днём, в одном пригородном маршрутном автобусе ехала странная парочка» .
Ложка мёда.
Интересна сама по себе попытка на обычную ситуацию взглянуть с противоположной стороны. Прием, который использовал автор: не известно, кто такой Пим в самом начале рассказа. И лишь только через некоторое время расказчик раскрывает интригу. Кстати, этот прием испорльзовал Пелевин В.О. в рассказе «Ника». Но в «Нике» изюминка — именно раскрытие интриги. А у автора «Побега» — это инструмент удержание читателя.
Рекомендации.
Необходимо очистить рассказ от лишних и ненужных подробностей и синонимических повторов. Усилить динамичность, сократить предложения. Нужно четко представлять место, где происходит то или иное действие — двор дома, оживленный проспект, спальный район, парк…
Вычленить, сделать ярче, акцентировать основную идею. Если это сказка… То в любой сказке: «сказка — ложь, да в ней намек…» 🙂
Пьер Буль, Планета обезьян.
Пелевин В. О., Ника.